СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА
Развитие системы менеджмента качества медицинской организации и стандартизации медицинской деятельности в соответствии с утвержденной Политикой в области качества учреждения является одним из стратегических направлений деятельности Мурманской областной клинической больницы им. П.А. Баяндина.
Применение системы менеджмента качества нацелено на улучшение результатов деятельности учреждения и обеспечение прочной основы для инициатив, ориентированных на устойчивое развитие.
Особое внимание уделяется внедрению Национального стандарта РФ ГОСТ Р ИСО 9001-2015 "Система менеджмента качества", который подразумевает обеспечение всех процессов деятельности необходимыми ресурсами, минимизацию негативных факторов и максимальное использование существующих возможностей.
Внедрение Национального стандарта проводится в соответствии с «Планом мероприятий по внедрению системы менеджмента качества в подведомственных медицинских организациях», утвержденного приказом Министерства здравоохранения Мурманской области от 14.03.2016 № 161 «О внедрении системы менеджмента качества в соответствии с требованиями межгосударственного стандарта ГОСТ ISO 9001-2011 в медицинских организациях Мурманской области в 2016 году».
В данном стандарте применен процессный подход, который включает цикл "Планируй - Делай - Проверяй - Действуй" (PDCA), и риск-ориентированное мышление.
Реализация PDCA позволяет планировать процессы и их взаимодействие, обеспечить процессы необходимыми ресурсами, осуществлять их менеджмент, определять и реализовывать возможности для улучшения.
Риск-ориентированное мышление дает возможность определять факторы, которые могут привести к отклонению от запланированных результатов процессов и системы менеджмента качества организации, а также использовать предупреждающие средства управления для минимизации негативных последствий и максимального использования возникающих возможностей
Постоянное выполнение требований и учет будущих потребностей и ожиданий в условиях все более динамичной и сложной среды ставит перед учреждением сложные задачи, для решения которых учреждение может использовать различные формы улучшения, в том числе такие как прорывное изменение, инновация и реорганизация.
В рамах внедрения ГОСТ Р ИСО 9001-2015 "Система менеджмента качества" в Мурманской областной клинической больнице им. П.А. Баяндина в 2017 году проведено обучение группы внутренних аудиторов в количестве 26 человек, оформлены именные сертификаты внутренних аудиторов СМК.
Одновременно осуществлено проведение сертификационного аудита, по результатам внешнего аудита ОС ИСМ ГоЦИСС система менеджмента качества в ГОБУЗ «МОКБ им.П.А.Баяндина» признана соответствующей требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2015.
По итогам этих мероприятий получен сертификат соответствия системы менеджмента качества №00735 (регистрационный номер №РОСС RU.ЖКЛО.М00343) от 01.09.2016 сроком на 3 года.
На постоянной основе проводятся обучающие семинары и тренинги, посвященные основам системы менеджмента качества для сотрудников учреждения.
Разработана, реализована и поддерживается в актуальном состоянии программа внутренних аудитов, включая периодичность и методы проведения аудитов, а также ответственность, планируемые для проверки требования и предоставление отчетности. Программы аудитов разрабатывались с учетом важности проверяемых процессов, оказывающих влияние на процесс осуществление медицинской деятельности.
Утвержденная годовая программа внутренних аудитов – это первичная самооценка для определения состояния учреждения «как есть». Анализ получаемых данных, определяет приоритетные проблемы с последующей разработкой детального плана и описание мероприятий, ответственных и сроков реализации корректирующих мероприятий.
В анализе деятельности учреждения применяются «Предложения (практические рекомендации) по организации системы внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медицинской организации (стационаре)». Используются 11 основных направлений, существенных для обеспечения качества и безопасности медицинской деятельности:
1. Идентификация личности.
2. Эпидемиологическая безопасность.
3. Система управления персоналом.
4. Лекарственная безопасность.
5. Контроль качества и безопасности обращения медицинских изделий.
6. Организация экстренной и неотложной помощи. Организация работы приемного отделения.
7. Преемственность медицинской деятельности.
8. Хирургическая безопасность.
9. Профилактика рисков, связанных с переливанием донорской крови её компонентов, препаратов из донорской крови.
10. Безопасность среды. Организация ухода за пациентами. Профилактика пролежней и падений.
11. Организация оказания медицинской помощи на основании данных доказательной медицины. Соответствие клиническим рекомендациям.
РИСК-ОРИЕНТИРОВАННОЕ МЫШЛЕНИЕ
ИДЕНТИФИКАЦИЯ ЛИЧНОСТИ
В Мурманской областной клинической больнице внедрена система идентификация личности пациента с помощью браслетов. Идентификация личности пациента является важнейшей частью системы обеспечения безопасности медицинской деятельности.
Актуальность идентификации важна в периоды высокой нагрузки на персонал, в процессе оказания медицинской помощи одному пациенту большого количества сотрудников (в операционном блоке, отделении анестезиологии и реанимации и др.).
Используются средства автоматической идентификации личности, способные обеспечить высокую эффективность идентитфикации пациентов в клинике. Это прочные браслеты с антибактериальным ионным серебряным покрытием, которое обеззараживает поверхность браслета на протяжении всего времени его использования.
Каждый пациент, поступающий в наше учреждение, получает специальный идентификационный браслет белого цвета с заранее занесенной на него личной информацией. Браслеты позволяют передавать информацию о пациенте медицинскому персоналу и идентифицировать личность при оказании пациентам различных медицинских услуг, процедур и манипуляций.
ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД
Обеспечивать процессы необходимыми ресурсами, осуществлять их менеджмент, контроль, определять и реализовывать улучшения помогает разработка стандартных операционных процедур и локальных алгоритмов.
Стандартные операционные процессы/процедуры (СОПы) - документально оформленные инструкции по выполнению рабочих процессов или формализованные алгоритмы выполнения действий.
Фактически каждый СОП содержит ответы на 4 вопроса:
1. КТО? Участвует в реализации, выполнения его требований
2. ЧТО? Какие ресурсы необходимы для его реализации
3. ГДЕ? В каком подразделении, следует выполнять требования СОПа
4. КОГДА? В какой временной промежуток необходимо уложиться, выполняя требования СОПа и в какой последовательности
В Мурманской областной клинической больнице им. П.А. Баяндина утвержден годовой план разработки приоритетных процессов и процедур.